воскресенье, 9 января 2011 г.

Театр разумных развлечений.

Зарождению профессионального театра в Козлове способствовали не только частые гастроли заезжих знаменитостей, но и активная деятельность местного «Общества любителей музыкального и драматического искусства» и кружка «Парадиз», видевших в храмах Мельпомены прекрасный образец воспитания в горожанах нравственности. В 1897 году по инициативе купца и фабриканта А.А. Злобина в Козлове был создан театр драмы. 30 ноября на его сцене был показан первый спектакль французского драматурга В. Сарду «Надо разводиться», в постановке которого участвовали как гастролировавшие артисты, так и местные любители сцены. В первый театральный сезон горожане увидели бессмертное грибоедовское «Горе от ума», а также поставленные по одноименным пьесам А. Островского «Лес», «Без вины виноватые» и «Коварство и любовь» Ф. Шиллера. Некоторое время козловский театр квартировал в зале Коммерческого училища и в офицерском собрании Шацкого резервного батальона. Спустя некоторое время антрепренер Уралов договорился с фабрикантом Полянским об аренде под зимний театр деревянного помещения его табачно-махорочной фабрики. Девять лет жители Козлова с удовольствием посещали этот очаг культуры. Однако в 1906 году торговому дому «Полянский и сыновья» понадобилось разместить в нем склад своего предприятия. Нужно сказать, что это решение оказалось впоследствии весьма опрометчивым. Через четыре года битком набитый махоркой театр сгорел до тла, принеся своим владельцам убытков на 120 тысяч рублей. Лишь спустя некоторое время городская общественность всерьез озаботилась проблемой строительства нового храма Мельпомены. Известно, что в январе 1912 года гласный городской думы Михаил Владимирович Демин, будучи доверенным лицом товарищества частных предпринимателей, обратился к коллегам с прошением о бесплатном отводе 400 квадратных сажен на Вознесенской площади для возведения каменного здания с водопроводом и освещением, приспособленное под театр и синематограф на 800 человек. Действуя по поручению одного крупного саратовского антрепренера, Михаил Владимирович сообщил присутствовавшим, что тот собирается вложить в дело строительства 60 тысяч рублей, но с тем, чтобы капитал давал хоть какую-нибудь прибыль. Одновременно он просил гласных освободить их товарищество от конкуренции другого театра, не разрешая открывать его в Козлове в течение 30 лет, однако депутаты в тот раз ходатайство предпринимателя отклонили, мотивировав тем, что просимое место занято рядами лавок, дающих в городскую казну приличный доход. Через некоторое время «Товарищество разумных развлечений» все же получило место под строительство театра. На этот раз площадка располагалась близ городской типографии на Гоголевской улице на усадьбе козловского мещанина И.М. Ильина, добровольно уступившего ее под будущий театр. По воспоминаниям современников, первый вариант проекта страдал рядом архитектурных и композиционных недостатков. К одному из них относилось то, что в основе нового сооружения лежал принцип казино. Таким образом новое театральное здание вместо сцены должно было оборудоваться эстрадой. А это делало невозможным постановку в театре не только драм, но и опер. В феврале 1912 года проект театра был рассмотрен вторично, а уже 20 марта козловская дума постановила «выдать удостоверение «Товариществу разумных развлечений» для представления в Тамбовское губернское правление с тем, что к постройке каменного театра в Козлове, городское правление препятствий не имеет». Началось долгожданное строительство. Обращает внимание, что газеты того времени пристально следили за возведением театра. Например, летом того же года «Козловская мысль», в частности, отмечала, что «постройка театра понемногу продвигается вперед. В настоящее время здание от фасада до сцены уже покрыто крышей. В фойе и зрительном зале построили потолок. Пристройки позади сцены, предназначенные для уборных, возведены до второго яруса. Более чем наполовину выполнено и украшение фасада». Кстати, народный художник СССР A.M. Герасимов в своей книге «Жизнь художника», отмечал, что авторство фасада козловского театра принадлежало ему. С этим в свое время не соглашался бывший городской архитектор Н.Н. Пряхин, считая, что автором фасада был скорее архитектор П. Седых, о коем до наших дней напоминает вмурованная в театральный пол чугунная табличка. Оставим спор об авторстве. Поговорим лучше о людях, принявших самое активное участие в постройке театрального здания. Известно, что члены товарищества поручили заведовать строительством И.М. Ильину. Активно помогал продвижению строительства и талантливый архитектор К.Ф. Седых, известный в Козлове своими работами по проектированию гражданских сооружений, составлением смет, возведением разнообразных построек, за что был удостоен Больших серебряных медалей «За искусные бетонные работы в Козлове» в 1911 и 1912 годах, а также имел почетный отзыв за выставку в губернском центре. Без сомнения, активное участие в возведении невиданного доселе сооружения в Козлове принимал городской архитектор, инженер-механик Николай Алексеевич Александров. Поражают присущие для того времени темпы. Уже в сентябре «Козловская газета» сообщала читателям о том, что «Товарищество разумных развлечений» в скором времени приступит к прокладке к театру водопроводной магистрали, чуть позже о желании членов «Товарищества» поставить при театре динамо-машину для освещения его электричеством... 19 декабря 1913 года специально назначенная комиссия осмотрела только что возведенное сооружение и подписала акт о принятии нового здания в эксплуатацию. Для торжественного открытия козловские меценаты пригласили артистов Московского Художественного театра, которые в день премьеры показали чеховского «Дядю Ваню» с участием В. Качалова и О. Книппер-Чеховой. Труппа с успехом гастролировала в Козлове еще целый месяц и предложила на суд горожан «Вишневый сад» А. Чехова и «Лес» А.Н. Островского. Своя профессиональная труппа в козловском театре появилась лишь в 1915 году. В качестве дебюта артисты под управлением режиссера Н.Н. Петрова-Брайского поставили пьесы «Идиот», «Степан Разин» и «Забубённая головушка». Одним из заметных эпизодов следующего театрального сезона стал бенефис актрисы О.Д. Орлик, однако поистине знаковым событием в предреволюционной истории козловского театра стали гастроли в январе 1917 года звезды русского немого кино Веры Холодной, блистательно сыгравшей в пьесе Г. Запольского «Козырь» В то время «великий немой» уже стал заметно конкурировать с театральным искусством, чего и боялись в свое время члены «Товарищества». Кто знает, быть может, исходя из своих вполне оправданных опасений, им и удалось «провести» через городскую думу в 1912 году решение о запрете аренды земли близ Московской заставы под синематограф, поданное крестьянином И.М. Каменским. Однако приостановить распространение первых синематографов в Козлове уже никто не мог.

Комментариев нет: